Лирический герой - кто он?

Лирический герой - кто он?


Лирический герой – это особое понятие в литературе. С одной стороны, он является неким отождествлением персонажа, от имени которого повествуется стихотворение. С другой – это и сам автор, чьи эмоции, переживания, мысли оживают в поэтическом произведении, в его герое. Получается, что под лирическим героем подразумевают:

  1. персонифицированного автора-героя,
  2. самостоятельного персонажа.

Литературоведы не дают единообразного определения лирического героя, акцентируя внимание на разных аспектах, гранях этого понятия. Самое простое и понятное определение, пожалуй, следующее:

лирический герой - тот, кто говорит о себе “я” в стихотворении.

Лирический герой как отображение автора

Первым предложил использовать этот термин Юрий Тынянов, когда в 1921 году выступил с посмертным докладом об Александре Блоке. Писатель утверждал, что с Блоком мало кто был знаком, но как человека, Блока знала вся страна. Читая стихи гения, читатель представлял перед собой поэта. Это олицетворение выходило из того лирического героя, который оживал на рифмованных строчках.

Среди литературоведов бытует мнение, что ранний пример проявления лирического героя как отображения автора в русской литературе был в творчестве Лермонтова. Об этом в XIX веке говорил Белинский, заметивший единство реальной личности поэта и его поэтического героя.

Некрасов наделил своё стихотворное «отражение» гражданственностью, страстностью, стремлением к нравственному преобразованию общества. Он провозгласил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Такая форма лирического героя – собственная проекция поэтов, превращённая в публичный рупор их внутреннего мировоззрения. То, что автор не мог или не хотел говорить прямо, он вкладывал в уста своего героя.

Лирический герой “живёт” и в произведениях, объединённых определённым циклом.

Он каждый раз возникает по-новому, когда в произведениях затрагиваются новые проблемы. Поэтому невозможно полностью отождествлять автора с одним его лирическим «я», пусть даже и имеющим автобиографические черты.

Герой как самостоятельный персонаж

Об этом мы говорим, если автор через личностное, субъективное восприятие стремится показать типичное, характерное для эпохи в целом. Лирический герой в этом случае становится самостоятельным “деятелем”. Автор направляет своего “игрока” по заданной траектории сюжетной линии. Он выполняет поставленное задание. Но здесь недопустимо отделять героя, его мысли и действия от создателя.

Настоящий поэт уникален. Он творит своим собственным языком, хотя обращается к традициям предтеч и зависит в какой-то мере от существующих поэтических норм своей эпохи. Слова, сказанные стихотворцем, – это его слова. Мы говорим: «Как сказал поэт...» И далее приводим реплику того или иного героя. Однако автором считаем, например, Уильяма Шекспира, не Гамлета.

В теории литературы существует мнение, что понятие лирического героя возникает тогда, когда в стихотворении, повествуемом от первого лица, главный персонаж отличен от автора. Поэт при этом входит в чужую (или чуждую) для него роль, как будто надевает маску.

Сторонники такого подхода считают, например, что Некрасов, Тютчев, Фет являются лириками без своего лирического героя. Поэтический образ в их творениях будто слит с реальной личностью – персоной самого поэта.

Разобраться в многочисленных гранях понятия “лирический герой” ещё предстоит теоретикам и литературным критикам. А привилегия читателя - наслаждение красотой и безупречностью поэтических шедевров...